Марат Гельман: «Будва увеличилась в восемь раз»
В городе, где проживали 23 тысячи человек, наши соотечественники построили пятьдесят тысяч квартир, отметил известный российский галерист.
«У города только год назад появился мастер-план. Застраивалась Будва хаотично, поэтому ей сейчас не до искусства, надо исправлять ошибки, которые были сделаны за эти двенадцать лет. Ошибки, слава богу, не такие огромные, потому что Черногория самой последней отделилась от Югославии. В Будве есть серьезные проблемы, которые нужно решать архитектурными способами. Набережную надо расчистить от самостроя, еще что-то», — отметил Марат Гельман в интервью порталу «Культуромания».
Российский коллекционер и публицист руководит в Черногории центром Dukley European Art Community. Это большая международная институция, образованная четыре с половиной года назад. У нее много задач, но создавалась она как часть программы «Развитие страны через культуру».
«Черногория молодая страна, ей всего двенадцать лет. Во время санкций в этой стране была убита вся промышленность, но сейчас у нее новая жизнь. Центральное место в этой новой жизни занимает обслуживание свободного времени людей, которые жителями страны не являются. Семьдесят процентов из них — туристы, есть еще так называемые резиденты. Люди, которые сюда переезжают или хотят переезжать, выбирают между Францией, Испанией и Черногорией. То есть мы стремимся через культуру сделать страну более интернациональной, более известной, хотим, чтобы здесь был более замысловатый отдых, не только пляжный», — подчеркнул Марат Гельман.
На вопрос «У вас под боком Святый Стефан, остров-курорт. Нет ли планов сделать что-то в старом городе?» галерист ответил, что современное искусство больше востребовано там, где плохо, а не там, где хорошо. «В старом городе любое вторжение как минимум двояко. Кто-то может сказать: уберите, не надо портить. У нас очень интересный проект в туннеле между Будвой и Бечичи. Этот туннель был худшим местом в городе, и вот там потребовалось современное искусство. Когда мы превратили его в выставку стрит-арта, местные люди нас приняли и были счастливы. Я думаю, это будет самая популярная галерея в мире, потому что в сезон сквозь туннель проходят пять-семь тысяч человек в день. В принципе надо иметь в виду, что современному художнику имеет смысл работать там, где он реально нужен, а в старом городе, где все хорошо, можно что-то делать в помещении. Но в Черногории люди не очень любят находиться в помещении», — резюмировал арт-менеджер.