Вокруг Черногории за 10 дней
Плюсы и минусы аренды авто в Черногории, что посмотреть и как избежать проблем
Мы с женой убедились в этом на собственном опыте, за несколько жарких (в прямом и переносном смысле) дней исколесив страну с юга на север и с запада на восток. Машину арендовали в одной из прокатных контор Петроваца — прямо в отеле, без предварительной брони. Взяли Volkswagen Golf автомат с объемом двигателя 1,4 (сотрудник компании объяснил: гористая местность, на мощности лучше не экономить). Заплатили 350 € за 10 суток.
В стоимость проката включалась страховка КАСКО, техобслуживание на случай поломки автомобиля и безлимитный пробег. Водительского удостоверения международного образца, которое я предусмотрительно захватил в поездку, не понадобилось: в Черногории (как и в соседней Хорватии, в чем я лично убедился) признаются права любого образца, действительные на территории страны, где они выданы.
Платных дорог и автострад в Черногории нет. Исключение составляет четырехкилометровый тоннель Созина (через горный хребет от Сутоморе в сторону Подгорицы), проезд по которому стоит 2,5 €. По моим наблюдениям, он позволяет значительно сэкономить время в пути до Скадарского озера (другая дорога, худшего качества, но более живописная и «серпантинистая», ведет прямо от Петроваца через горный хребет к Вирпазару). Самая загруженная в Черногории трасса — Адриатическое шоссе (Jadranski put), которое тянется вдоль побережья. В дневные часы на въезде в курортные города и поселки (Будву, Сутоморе, Бар) здесь образуются регулярные пробки. К наступлению темноты они, как правило, рассасываются.
Покрытие на черногорских дорогах хорошее, с четкой разметкой, с разделительными отбойниками и заграждениями на аварийных участках. Правда, в некоторых особо захолустных местах ширина полотна сокращается до критически малых размеров, так что встречным машинам бывает трудно разъехаться. В горах много опасных «слепых» поворотов, встречаются рытвины и проплешины с гравием, а кое-где случаются камнепады, с последствиями которых мы сталкивались неоднократно (особенно часто на трассе Е65 от Беране до Биело-Поле и в каньоне реки Морача). Все это требует от водителя изрядной сноровки и повышенного внимания (которого так не хватает, когда вокруг — красота первозданной природы, а из магнитолы доносятся завораживающие мелизмы черногорских напевов).
Местные жители на подержанных Dacia и Yugo, с раздражающей аккуратностью соблюдающие ПДД, и вездесущие большегрузы, замедляющие движение на серпантине, доставляют серьезные неудобства. Обогнать их бывает непросто. Иногда — как правило, на затяжных подъемах — полоса, ведущая в гору, раздваивается, и дорога из двухполосной превращается в трехполосную. На таких участках можно разгоняться до 100-110 км/ч — средний ряд предназначен как раз для обгона.
В населенных пунктах и пригородах скоростной режим лучше не нарушать, чтобы не нарваться на штраф, как это случилось с нами (вернее, едва не случилось) на трассе Е762 по пути в Жабляк. Где-то в 20-ти км от Подгорицы в районе Даниловграда нас остановил полицейский, дежуривший, в лучших традициях российской ГИБДД, за кустиками с радаром. Он долго и внимательно изучал мои водительские права с документами на машину, после чего торжественно объявил, что собирается их отобрать. «Мистер Игор, — пояснил он, — вы превысили скорость на 18 км/ч. Это серьезное нарушение. Я обязан оштрафовать вас на 80 евро». Оказалось, что в ближайшем Даниловграде вопрос с оформлением и уплатой штрафа решить не удастся: в выходные тамошний банк не работает. Узнав, что мы направляемся в горы с ночевкой, он предложил следующий вариант: мы оставляем ему документы, оплачиваем штраф в городе Никшич, расположенном в часе езды как раз по пути в Жабляк, а на следующий день, по возвращении в Петровац, заезжаем в полицейское управление Даниловграда и обмениваем там квитанцию об оплате на изъятые документы. Эта схема показалась мне сложной, но я вежливо согласился. Тогда полицейский неожиданно заявил, что готов сократить размер штрафа наполовину, за что я выразил ему искреннюю признательность. Мы постояли, обмениваясь репликами, еще минуту-другую. В конце концов страж порядка с дружелюбной улыбкой протянул мне права и сказал: «Мистер Игор, я не буду вас штрафовать. Счастливого пути!» На том и расстались. Это был мой первый и последний опыт общения с черногорскими полицейскими.
Кстати о Жабляке. Один из лучших зимних курортов Балканского полуострова расположен на высоте 1456 м над уровнем моря примерно в 170 км от Подгорицы. С двухчасовой остановкой в Никшиче — последним привалом перед решающим рывком в горы, — до Жабляка мы добирались часов шесть или семь. На подступах к Дурмитору (так называется горный массив, на склонах которого притулился Жабляк) погода стала стремительно портиться. Небо заволокло тяжелыми тучами, послышались раскаты грома, полил дождь с мелкой ледяной крошкой. Мы следили за датчиком температуры наружного воздуха и удивлялись: через каждые несколько километров холодало на полградуса или градус. Жабляк, встретивший нас безрадостными +12°C, промозглой осенней сыростью и пустынными улицами, наутро преобразился в веселый кишащий туристами (скандинавами, англичанами, немцами) ухоженный городок. Мы провели здесь полдня, погуляли у Черного озера — самого крупного и красивого из дюжины ледниковых озер Дурмитора, на обратном пути проехались с ветерком по «мостику» Джурджевича, с которого открывается фантастический вид на каньон реки Тара (второй по величине после Гранд-Каньона в Аризоне), и до наступления сумерек вернулись домой в Петровац, успев еще полюбоваться закатом на море. Все путешествие по маршруту Петровац — Подгорица — Никшич — Шавник — Жабляк — Мойковац — Подгорица — Петровац обошлось нам примерно в 150 €: по 40 € на бензин и номер в отеле, остальное — еда и мелкие расходы.
Бензин в Черногории относительно недорогой — чуть больше одного евро за литр неэтилированного АИ-95. В провинции заправочные станции редкость, поэтому выезжать лучше с полным баком. Важно также иметь в виду, что многие АЗС в ночные часы не работают.
Серьезных проблем с парковкой автомобиля в разъездах по Черногории у нас не возникало. Во всех городах, включая места организованного паломничества туристов (Скадарское озеро, Цетинье, монастырь Острог), достаточно мест для бесплатной стоянки. Труднее всего парковаться в Которе. Здесь лучше воспользоваться платными паркингами на набережной и у ворот старого города.
В Петроваце машины паркуют прямо на тротуарах, что, конечно, запрещено. По совету ребят из прокатной компании, так поступали и мы (на территории гостиницы не было свободных парковочных мест). Кончилось это тем, что наш драгоценный Volkswagen в один прекрасный день эвакуировали на муниципальную штрафстоянку. О случившемся мы узнали от работников отеля, которые клялись и божились, что пробовали связаться с нами по телефону, едва завидели эвакуатор, но мы на их звонки не отвечали (может, так оно и было, ведь все утро мы провели на пляже). Вызволить машину из заточения оказалось непросто. Штрафную стоянку удалось отыскать только к вечеру (по иронии судьбы, она располагалась в пяти минутах ходьбы от гостиницы), а переговоры с охранником, который заявил, что полицейские уехали в Будву, никакого результата не дали. Этот человек почти не владел английским, но можно было понять, что он предлагает «сделку»: мы платим ему определенную сумму, забираем машину, пользуемся ей какое-то время, потом возвращаем, а он притворяется, что ничего не заметил. «Сделка» не состоялась.
Авто нам вернули только на следующий день после оплаты всех штрафов — за неправильную парковку, эвакуатор и проч. — на общую сумму 120 €. Деньги забрал представитель компании, сказавший, что все утро занимался «разруливанием» нашей проблемы в полиции. Оставшиеся три дня мы парковались на гостиничной территории, где нашлось-таки местечко и для нашей машины. Разбираться в подробностях этой странной истории мы не стали, довольные тем, что можем снова пуститься в дорогу на автомобиле, к которому уже прикипели душой.
За десять дней скитаний по Черногории мы побывали в Подгорице, Которе, Цетине, Жабляке, Вирпазаре, Колашине, Биело-Поле, Беране, Никшиче, Будве, Ульцине, Баре, на Черном, Скадарском и Биоградском озерах, в каньонах Тара и Морача, в монастырях Св. Георгия, Морача и Остроге. Но мы так и не добрались до окраинных Плава и Херцег-Нови, не были в Плужине, Негуши, Плевле, Рисане, Старом Баре, на островах Св. Николая, Катиче, Ада-Бояна... Столько интересного осталось не увиденным! Будем рассматривать это с положительной стороны: как еще один повод, чтобы когда-нибудь вновь посетить Монтенегро — замечательную страну, которая недаром зовется «жемчужиной Адриатики».