На яхте в Хорватию
Последнее время среди российских путешественников все более популярным становится яхтенный туризм. Одним из самых удобных направлений для таких туров эксперты называют Хорватию. В этой стране создана необходимая инфраструктура для яхтенного спорта, а также сформирован достаточно демократичный уровень цен.
Подготовиться на берегу
Несмотря на популярное заблуждение, для того, чтобы отправиться в яхтенный тур, не нужно никакой особой подготовки. По словам генерального директора "Школы яхтенного мастерства" Владимира Фролова, достаточно не иметь никаких медицинских противопоказаний, уметь плавать и купить специальную яхтенную одежду. Однако есть несколько нюансов, которые нужно знать заранее, например, не на всех лодках есть розетки на 220 Вольт, поэтому надо привезти с собой специальные переходники или зарядки на 12 Вольт. "Кроме того, негласное правило гласит, что не нужно брать чемодан на колесиках: практически всегда каюты небольшие, и большой чемодан просто некуда деть, поэтому лучше использовать рюкзак и складывающиеся сумки. По лодке также не положено ходить в обуви, особенно в туфлях на каблуках", - говорит эксперт.
По словам управляющего директора "Сentury 21 Запад" Евгения Скоморовского, для начинающих яхтенных туристов Хорватия подходит как нельзя лучше. "У Хорватии есть достаточно разнообразное и очень вытянутое побережье со множеством островов, между которыми очень красиво путешествовать, каждый день меняя место стоянки. При этом в хорватских маринах есть все необходимое для таких путешественников, и прямо на месте работают чартерные компании, готовые предложить свои услуги", - говорит эксперт. Кроме того, по его словам, основные материковые марины, где предлагаются яхты в аренду, расположены недалеко от аэропортов, прежде всего, это Пула, Задар, Биоград, Муртер, Примостен, Трогир, Сплит и Дубровник.
"Все это основные места, куда пытаются попасть яхтенные туристы. В рамках яхтенного тура можно также посетить Черногорию и Италию, однако для этого надо получить соответствующее разрешение, а также для посещения шенгенской зоны необходима соответствующая виза", - соглашается Владимир Фролов. По его словам, при наличии соответствующих документов вполне реально, например, из Пулы дойти до Венеции. "В Хорватии сейчас очень много марин, стоимость стоянки яхты составляет 80-90 евро в сутки в зависимости от лодки: чем лодка меньше, тем стоянка дешевле. Например, стоянка катамарана обойдется достаточно дорого, потому что он занимает больше места на воде", - говорит Владимир Фролов. Впрочем, по его словам, по сервису марины в Хорватии находятся на очень хорошем уровне и не уступают греческим, правда иногда в разгар туристического сантехническая инфраструктура в марине не рассчитана на такое количество туристов, и очередь в мужской туалет приходится ждать 30-40 минут.
Единственный существенный минус яхтенного туризма в Хорватии, по словам экспертов, это короткий сезон, если сравнивать с Турцией и Грецией. "Сезон для таких туров составляет примерно три-четыре месяца. С учетом того, что хорватские курорты находятся примерно на широте Сочи, погода здесь примерно соответствующая. В конце мая погода для таких туристов еще холодная, и сезон яхтенного туризма длится с июня примерно до середины сентября, в зависимости от конкретного года", - говорит Владимир Фролов. Однако, по его словам, стоит помнить, что август в большинстве европейских стран -- это месяц отпусков, и на хорватские курорты приезжает достаточно много туристов из Италии.
Вопрос цены
Стандартный чартерный яхтенный рейс занимает одну неделю: с субботы по субботу, но в реальности получается меньше времени: с воскресенья по вечер пятницы. Если у Вас есть лицензия яхтенного капитана, то лодку арендовать не сложнее, чем автомобиль. Можно также привезти с собой своего капитана, можно также нанять капитана на месте, но об этом надо заранее договариваться, скорее всего, просто приехать в марину и найти капитана на месте на длительный срок очень сложно.
"Стоимость услуг приглашенного капитана стандартна. Если заранее запросить чартерную компанию, она пригласит капитана за 130-140 евро в сутки. Эта цена не включает затрат на питание капитана, которые в каждом случае рассчитываются индивидуально", - говорит Владимир Фролов. Так, в среднем аренда небольшой парусной яхты на неделю составляет от 2 до 3 тыс. евро, и зависит от ее размера. В эту сумму не будет входить финишная уборка стоимостью около 100 евро, а также заправка дизельным топливом - от 70 до 100 евро. Существенные дополнительные расходы также могут составить затраты на питание. Кроме того, придется оставить депозит за лодку в размере от 1000 до 3000 евро, его можно внести наличными или кредитной картой.
В целом, лодки обычно бывает двух- или четырехкаютными, при этом в каждой каюте помещается по два человека. Если разделить на всех, то получится стоимость тура для каждого. В общей сложности можно уложиться в 400-500 евро без питания.
В свою очередь, моторные яхты значительно дороже. По словам Евгения Скоморовского, моторная яхта Princess 52 только на маршруте из Сплита до Дубровника может израсходовать на топливо около 1000 евро. Более того, по договору с чартерной компанией обычно вернуть яхту нужно с полным запасом топлива. "Если стоимость аренды парусной яхты составляет около 3 тыс. евро в неделю, то моторная может стоить около 10 тыс. евро, что, впрочем, не делает такой отдых развлечением исключительно для богатых. Если, например, удастся набрать до 10 человек, то расходы составят всего по тысяче евро на каждого, что примерно соответствует стоимости среднего тура в относительно хороший отель на побережье", - говорит Евгений Скоморовский.
Организовать яхтенный тур можно попытаться еще из России, хотя подобных предложений пока относительно немного. "На сегодняшний день яхтенные туры только начали развиваться, в основном их мало кто предлагает. Поэтому люди, которые хотят просто походить на яхте в море, либо приглашают своего капитана, либо нанимают на месте. Те же, кто закончил яхтенную школу, просто набирают друзей и едут отдыхать, постоянно перемещаясь вдоль побережья. Рынок яхтенных туров только формируется, и массового туризма пока нет", - говорит Владимир Фролов.
Однако уже есть компании, которые организуют из России яхтенные туры в Хорватию. Например, компания "Альфа-Яхт" предлагает тур на 7 ночей стоимостью примерно 1300 евро за одного человека при двухместном размещении. В эту цену входит авиабилет, трансфер, медицинская страховка, недельная аренда яхты и услуги капитана. Чаще всего речь идет об аренде яхты длиной 35-45 футов (9-15 метров). В такие яхты вмещается 3-4 каюты, рассчитанные на 6-8 человек, не считая капитана. В стоимость тура не включены расходы на питание и содержание капитана, а также на стоянку в маринах.
Для сравнения одноместное размещение в каюте на неделю обойдется в 1870 евро на человека, а поездка в двухместной каюте на две недели с посещением Черногории, Греции и Италии будет стоить 2100 евро на человека. Также в предложении компании есть свадебные путешествия на яхте по цене 4500 евро за всю яхту, включая авиабилеты и трансфер для двоих. Похожие туры есть и у яхтенного агентства Marin.Ru, предлагающего восьмиместные яхты на неделю по цене от 2300 евро, однако это исключительно цена аренды лодки, и в эту стоимость не входят услуги капитана и сопутствующие расходы.