Туризм в Черногории: новые горизонты

01.01.1970  •  Алексей Лоссан для BalkanPro.ru
Если еще совсем недавно Черногория считалась региональным центром туризма, то теперь она становится по-настоящему международным направлением, а среди туристов все чаще встречаются представители Евросоюза. Однако по-прежнему самой крупной группой остаются гости из России и бывших советских республик.

Если еще совсем недавно Черногория считалась региональным центром туризма, то теперь она становится по-настоящему международным направлением, а среди туристов все чаще встречаются представители Евросоюза. Однако по-прежнему самой крупной группой остаются гости из России и бывших советских республик.

Результаты работы

По данным Министерства устойчивого развития и туризма Черногории, за первые девять месяцев 2012 г. эту страну в общей сложности посетили 1,37 млн туристов, то есть на 4,9% больше, чем за тот же период прошлого года. За это время доходы от туризма составили 680 млн евро и на 4,3% превысили прошлогодние показатели. Более того, в министерстве надеются, что по итогам года доходы от туризма достигнут запланированных 700 млн евро. Как объясняют в пресс-службе министерства, больше всего туристов прибыло из Евросоюза, республик бывшего Советского союза и Сербии. При этом в ведомстве не выделяют страны-лидеры, из которых приехало больше всего гостей, и ограничиваются общим перечислением государств, обеспечивших рост потока отдыхающих. В частности, в их числе называют Болгарию, Чехию, Эстонию, Германию, Испанию, Украину, Россию, Израиль и т.д.

По данным на середину октября 2012 г., в Черногории находилось одновременно 5420 туристов, что на 15% больше прошлогодних показателей. Для сравнения на пике туристического сезона в августе 2012 г. в Черногории отдыхали 127 тыс. туристов, и самая существенная доля пришлась как раз на путешественников из России. Так, около 32% от общего числа составляли россияне, 25% - сербы, 7,3% - выходцы из Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины, 4,6% - украинцы и т.д. Более того, доля россиян серьезно выросла по сравнению с прошлым годом. В 2011 г. в Черногории были официально зарегистрированы 1,201 млн отдыхающих иностранцев, в том числе 244,9 тыс. российских туристов. До конца года общее число посетивших Черногорию россиян, как ожидается, увеличится на 20%.

Все большее внимание к Черногории проявляют туристы из Евросоюза. По данным Национальной туристической организации Черногории, осведомленность об этой стране как туристическом направлении у жителей Западной Европы выросла на 180%. Согласно исследованию Lonely Planet, Черногория занимает второе место в десятке наиболее привлекательных для путешествий стран мира в 2013 году. Главными критериями для отбора стали рост популярности направления, значительный прогресс в туристической сфере, а также общее число важных и интересных для туристов достопримечательностей. Точно так же издания Daily Mail и Telegraph включили Черногорию в список престижных мест для отдыха. В числе самых важных достопримечательностей страны издания неожиданно назвали, прежде всего, Скадарское озеро. В свою очередь Associated Press, также назвавшее Черногорию в числе самых перспективных для туристов стран, в первую очередь обращает внимание на проект марины Porto Montenegro и остров Свети-Стефан.

Среди основных направлений на рынке туристических услуг в Черногории участники рынка называют возрастающий интерес к достопримечательностям в глубине страны. В частности, на 36% выросло количество посетителей музея «Римские мозаики», расположенного недалеко от Котора. Среди посетителей преобладали британцы, россияне, поляки, итальянцы, немцы и французы. По данным представителя Национальной туристической организации Черногории Елены Попович, все большей популярностью пользуется активный туризм в горной части страны, где можно заняться рафтингом и спелеологией, сходить в походы, посетить национальные парки. В частности, российские туристы, по словам экспертов, чаще всего выбирают сплав по реке Таре, каньон которой является самым глубоким в Европе, рыбалку и легкие прогулки. «В рамках таких туров особой популярностью пользуются этнодеревни, где можно попробовать аутентичную еду в семейных хозяйствах, посмотреть на какие-то этнографические события. Типичный пример — деревня Негуши, в которой показывают, как готовят знаменитый местный пршут и сыр», - рассказывает управляющий директор «Century 21 Запад» Евгений Скоморовский. По его словам, все большую популярность набирает гастрономический туризм. В частности, местные компании предлагают туры «Путь вина» в районе Скадарского озера, «Путь меда» около Цетинье и «Путь сыра» в Колашине.

Новые перспективы

По словам экспертов, в ближайшее время туристическому бизнесу Черногории предстоит более четко определить свою позицию на европейском рынке. «В общеевропейском контексте Черногория не может конкурировать с Хорватией или Италией в области пляжного туризма, зато может предложить направления, которых нет в других странах, в первую очередь уникальные национальные парки», - говорит Евгений Скомровский. По его данным, популярность черногорских нацпарков действительно растет каждый год. Например, уже к августу 2012 г. национальные парки приняли на 25% больше туристов, чем в тот же период годом ранее. В заповеднике Дурмитор с начала туристического сезона побывало 35,8 тыс. человек, в парке Скадарско-Езеро - 27,5 тыс., в национальном парке Биоградска-Гора - 15,3 тыс., а в Ловчене - 20,2 тыс. человек. В общей сложности эти четыре основных национальных парка страны посетило почти 100 тыс. туристов. Если выделять конкретные достопримечательности, то таких туристов в первую очередь интересуют рафтинг по Таре, круизы по Скадарскому озеру, посещение горы Биоградска. В результате администрация парка Скадарско-Езеро приобрела 12 каяков и разработала три водных маршрута, а в национальном парке Биоградска-Гора было создано место для кемпинга и построены деревянные бунгало.

В ближайшее время в Черногории могут появиться новые точки притяжения, рассчитанные на состоятельных туристов. Таким образом, власти рассчитывают увеличить доходы с каждого путешественника: к 2021 г. элитный туризм должен приносить стране 37,3% ВВП. Помимо известной марины Porto Montenegro, стоит упомянуть проект строительства нового туристического центра на месте военной базы в Кумборе недалеко от Херцог-Нови. Государственная нефтекомпания Азербайджана SOCAR взяла в долгосрочную аренду часть площадей бывшей военной базы и построит здесь крупный отель высокой категории. Договор аренды заключен на 90 лет, и арендная плата, кроме фиксированной суммы, предусматривает выплату 5% от получаемой арендаторами прибыли.

Одним из новых направлений в Черногории также может стать гольф-туризм. В конце октября 2012 г. Министерство устойчивого развития и туризма приняло программу по строительству гольф-клуба в Тивате. Стоимость проекта составит около 180 млн евро. Гольф-курорт мирового уровня появится рядом с комплексом вилл Sea Breeze недалеко от яхтенной марины в Порто Монтенегро. Открытие первого поля запланировано на 2015 год. Другим направлением может стать медицинский туризм, в частности, стоматологический. Так, цены на подобные услуги в Черногории в несколько раз ниже, чем в соседних странах: пломбирование с анестезией в Черногории стоит всего около 25 евро. «Если все подобные программы будут реализованы, то Черногория станет совсем другим туристическим направлением, чем мы ее знаем сейчас. Другое дело, что их реализация может отпугнуть клиентов с ограниченным бюджетом. Поэтому, развивая новые направления, нужно не потерять традиционных пляжных туристов», - предупреждает Евгений Скоморовский.